Комплексный проект модернизации образования
Новосибирской области






Образование / Новости /












Поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования




Форум




Новая система оплаты труда (НСОТ)




Нормативное подушевое финансирование (НПФ)




Система оценки качества образования (СОКО)




Развитие сети общеобразовательных учреждений региона




Расширение общественного участия в управлении образованием




Приоритетный национальный проект "Образование"




Новости




Повышение квалификации




Конференции




Документы по РКП




Опыт регионов




Документы муниципального уровня




Итоговый отчет по результатам реализации КПМО в 2007-2009 гг.









Rambler's Top100







О качестве образования и качестве жизни

В завершении проектного семинара «Кадровое обеспечение модернизации образования» прошло совместное выступление доцента кафедры социальной психологии развития МГППУ Ольги Александровны Шиян и Владимира Константиновича Бацына, экспертов инновационной образовательной сети «Эврика». Тема обсуждения — «Качество образования как гражданский заказ».
Владимир Константинович Бацын:
— Я хочу начать разговор с того, что такое качество образования для общества, какая связь, на мой взгляд, существует между образованием, и тем, что волнует общество. Общество волнует качество жизни, мы будем говорить о связи между качеством образования и качеством жизни.
Эффективность, оно же качество образования, измеряется эффективностью людей, это образование получивших. Если человек не эффективен, то такое образование, которое он получил. Если образование не делает человека эффективным, то зачем оно? С другой стороны, если человек эффективен, то в этом «виновато» может быть только полученное им образование.
Может ли быть эффективным необразованный человек? В какой степени полученное образование помогает нам быть эффективными? Можем ли мы сами ответить на этот вопрос, что было эффективного в полученном нами образовании, в его качестве, и каким образом эффективность полученного нами образования обеспечило нашу эффективность? Если мы не считаем себя эффективными и успешными, можем ли мы считать, что получили адекватное образование? Или мы таковы, какие есть, потому что такое образование, или образование было блестящим, но так сложились обстоятельства?
Если мы приходим к старшеклассникам и спрашиваем: вы получили то образование, которое вам нужно, они смогут поддержать разговор? Они скажут, что не знают, какое им нужно. В таком случае, откуда мы знаем, что даём образование, которое им нужно? Получается, что мы не знаем, что нужно им, они тоже этого не знают, и мы даём то образование, которое в XIX века было признано необходимым. А на дворе XXI век.
Здесь возвращаюсь к категории качества жизни. Очень редко, практически даже ещё нет разговора о том, что между ним и качеством образования существует связь, но ведь она очевидна. Если мы говорим, что общество XXI века — это общество экономики знаний, то и общество экономики образования в широком смысле слова. Поэтому наше представление о качестве жизни наших детей должно присутствовать при рассуждениях о качестве образования. Попробуем суммарно представить педагогическое представление о качестве образования, которое мы даем, и наше представление о жизни в середине XXI века в Российской Федерации. В нашем сознании пока абсолютно никак они не соотносятся. Мы даже не задумываемся над этим. А наши выпускники выбирают то или иное дальнейшее образование, имея в виду качество жизни?
Мы выбираем качество жизни, хотим чего-то добиться? Предположим, что 95% заложено в нас на генетическом уровне нашими родителями, или меньший процент, не буду говорить, понятно, что не всё зависит от образования. Но, по крайней мере, то, что от него зависит, в наших руках. Это наш выбор. Образование рассеяно повсюду, это не только учебники, это сама жизнь, из которой мы черпаем энергию.
 
Большинство людей считают это качество приемлемым для своего круга. Это очень важный момент. Для народа как небольшой общности представление о качестве жизни и системе ценностей одно, у многонационального народа другое, у политической нации также своё представление о качестве жизни. У каждого из нас есть своё личное, есть семейный уклад. Мы все находимся в состоянии диалога между разными системами ценностей. Разговор общества с самим собой о желаемом качестве жизни будущих поколений и задает то представление, ту смысловую рамку, под которую подстраивается, так или иначе, система образования. Одна из причин вовлечения общества в дискуссию о качестве образования — то, что представления о качестве жизни задаётся самим обществом. Если мы удовлетворены качеством существующей жизни, система образования должна превратиться в воспроизводство этого качества. Если мы неудовлетворенны, мы должны ответить, в чём и чем, и постараться сделать так, чтобы наши дети, по крайней мере, смогли вступить в диалог с нами по поводу этих изменений.
 
Если знания, образование, приобретённое в школе и вузе, не может превратиться в капитал, быть пущено в оборот, в рост, если это образование не даёт человеку прибавочной стоимости, зачем оно? Им можно гордиться, можно в дружеском кругу блистать эрудицией, быть безумно начитанным, искушённым в музыке, живописи. Ну и что? Когда мы говорим по этой логике, мы неизбежно смотрим на человека как на капитал, производим ли мы прибавочную стоимость при помощи нашего образования, способствуем ли мы развитию в этом смысле слова. Философы по-разному отвечают на вопрос перспектив развития рода человеческого. Кто-то говорит о нулевом росте, кто-то считает, человечество выходило из всех тупиков, так или иначе, выходя на новый уровень развития. Когда мы говорим с родителями, с учениками по поводу нового качества образования, мы должны честно задавать вопрос: зачем, кому это нужно, какие плюсы и минусы есть у нашего выбора, потому что любой выбор не может быть абсолютно негативным или позитивным.
Ольга Александровна Шиян: 
Проект возможен тогда, когда есть невозможность двигаться дальше и субъективная уверенность в том, что цели, ориентиры принадлежат лично мне. Я хотела бы сказать о том, почему проект необходим. На самом деле проект — единственный вариант жизни в школе, и не только в ней. Есть любопытные результаты исследования, которое неоправданно мало известно, оно было проведено ещё в 30-х годах XX века, и предметом исследования было то, в каком случае наступает пресыщение, то есть чувство, что человек чем-то заниматься больше не может. И вот на поверхности лежащая гипотеза: пресыщение наступает тогда, когда я устал, когда слишком долго что-то делал. Но на самом деле эта гипотеза не подтвердилась: не когда я устал, а когда в этой деятельности перестали появляться новые цели. Поэтому пресыщение — следствие рутинности деятельности. Почему она становится такой? Дело в том, находишь ли ты в ней возможности для своего движения.
Легенды о так называемом эффекте выгорания педагогов связаны с устаревшей гипотезой, что сама деятельности истощает, требует слишком много энергии. На самом деле истощает та деятельность, в которой не появляется новых целей. Думаю, у каждого из вас есть много примеров людей, которые работают в образовании, и уже перешагнули через 60-ти, 70-тилетний рубеж, и при этом у них много энергии. Постановка к проектированию своего шага — это и есть единственная возможность жизни в школе. В противном случае в школе нечего делать, наступает рутина.
В работе в группе я убедилась, что ростки проектов есть, они обязательно проявятся.
Два важных понятия, необходимых для создания проекта: обучение и развитие. Обучение — я знакомлюсь с тем, как кто-то когда-то употребил культурные действия. А развитие — это моя собственная способность в новой ситуации применить это действие или даже изменить его. Я говорю о нормальном учителе — я считаю, что нормальный учитель всегда учит детей, надеясь на их развитие. Нормально понимать, что ты работаешь на завтрашний день ребёнка. Разрыв между обучением и развитием всегда нужно задать, чтобы сделать собственный проект. Развитие — это качественное изменение. У Выготского есть такая метафора — когда мы занимаемся развивающим обучением, мы делаем на копейку, а дальше получаем на рубль. Это означает, что если в жизни ребёнка встретится даже один развивающий учитель, то это покрывает дефицит по другим предметам. Для учителя нормально жить в режиме проекта. Он не живёт так только по одной причине: никто не помогает научиться это делать. Развитие происходит только в обучении. Но не нужно думать, что литература или физика рассматривается только как материал для психологического развития. Они и сами по себе прекрасны. Нельзя говорить, что развитие — это только то, что идёт во внеучебной деятельности. Мне кажется, предметники должны оскорбиться. Предмет — это аккумуляция интеллекта и компетентности. Нельзя уповать на то, что развитием компетенций дети будут заниматься в социальном опыте, внеучебной деятельности, кабинете психолога. Всем этим можно заниматься в рамках предметной деятельности.
 

[16.02.2009]










©ОблЦИТ, при использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.