Комплексный проект модернизации образования
Новосибирской области






Образование / Новости /












Поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования




Форум




Новая система оплаты труда (НСОТ)




Нормативное подушевое финансирование (НПФ)




Система оценки качества образования (СОКО)




Развитие сети общеобразовательных учреждений региона




Расширение общественного участия в управлении образованием




Приоритетный национальный проект "Образование"




Новости




Повышение квалификации




Конференции




Документы по РКП




Опыт регионов




Документы муниципального уровня




Итоговый отчет по результатам реализации КПМО в 2007-2009 гг.









Rambler's Top100







Стратегии развития образования. Часть 5

Выступление на семинаре «Кадровое обеспечение модернизации образования» ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Изотовича Адамского.
 
Качество как институт
Это значит, что все отношения, которые имеют место быть в системе образования, должны регулироваться нормами, внутри которых присутствует именно современное представление о качестве. И для начала неплохо бы построить это современное представление о качестве.
Но как его строить? Какой способ построения современного представления о качестве? Выше мы уже обсудили роль педагогических воззрений. Мы поняли, что мало пользоваться этим инструментарием для построения современного представления о качестве. Поэтому возникает следующая гипотеза.


Восстановим схему. Внешняя среда и школа. Гипотеза может быть следующей: если зафиксировать в результате анализа, какие доминирующие тенденции складываются (не доминируют здесь и сейчас) вне образования и смоделировать их внутри образования, тогда задача соотнесения образовательных и жизненных результатов может быть более-менее решена. Тогда надо посмотреть, какая система отношений, какие тенденции сейчас складываются в реальной жизни. Источник представления о качестве образования — это анализ, например, экономических отношений. Мы провели широкий анализ, но часть из него я хотел бы вам продемонстрировать.

Что характеризует сейчас экономические отношения? В экономическом производстве, причём, неважно, производство товаров или производство услуг, ещё в середине ХХ века, основным показателем было количество произведённого товара. В 50-х и 60-х годах страной-лидером считалась страна, которая производит больше телевизоров, больше автомобилей. Но уже с начала 90-х годов, и сейчас, в эпоху кризиса, это особенно видно, более конкурентоспособным становятся экономические организации, которые ориентируются на индивидуальные потребности. Конкуренцию выигрывают те, кто ориентирован более индивидуально, при сохранении достаточно больших объемов. Даже в такой болезненной сфере в России как жилищное строительство.
 
Если принять индивидуализацию как базовую тенденцию в экономике, возникает вопрос: индивидуализация в системе образования является ли источником индивидуализации в экономике? Ответ очевиден — является. Но тогда образовательная среда и образовательная технология должны стать индивидуальными.
 
В педагогике всегда был тезис об индивидуализации, но он никогда не был фактором экономики. А сейчас оказывается, что если человек не ориентирован на это, то его социализация и его успешность страдают. Компетентность, которая помогает человеку ориентироваться на чужую индивидуальность, и есть результат образования. Если это не так, то человек, получивший образование, из-за отсутствия этой компетентности страдает. Особенно это актуально в эпоху кризиса. При сокращениях теряют свою работу те, кто этой компетентности не имеет. А как тогда эту тенденцию смоделировать в системе образования?
 
Наиболее конкурентоспособными становятся организации, которые не стараются удержать свою жёсткую структуру, которые готовы гибко меняться в зависимости от ситуации. Динозавры умирают первыми, потому что они слабо адаптируются. Поэтому производства, структура которых носит негибкий нелинейный характер, неконкурентоспособны.
 
Ребёнок 11-ти лет проводит в максимально жёсткой, максимально негибкой и уж точно нелинейной структуре. Человек, который приобрел опыт десятилетия пребывания в такой среде, может быть успешным в прямо противоположной среде? Яркий пример этому — штатное расписание школ или расписание уроков. Расписание здесь — это образец линейного продукта. Мало того, что оно на бумаге линейное, оно же и в жизни линейное. Расписание построено на трёх фиксированных не меняющихся показателях: количество людей в классе, место и время. Теперь представьте себе, что мы создаём расписание, где все эти три показателя переменные в один и тот же момент времени. Мы можем создать такое расписание, но есть ли у нас такая среда, где возникает необходимость в таком расписании? Поэтому одной из самых ключевых задач эффективных проектов, которые могут возникнуть — это нелинейная образовательная среда, где одновременно присутствуют разного рода занятия, с разным составом учащихся, в разных местах и с разной продолжительностью времени. Нелинейный смысл организации образования нужен не для того, чтобы повысить прежние показатели, нелинейная среда для других результатов, например, для компетентной ориентации в нелинейной среде. Представление о том, что другие ресурсы и другие типы организаций направлены не на повышение прежних показателей, а на появление новых и требует другой системы оценки результатов не только учителя, а, прежде всего, достижений ребёнка.
 
Думаю, что не нужно доказывать, что экономическая конкурентоспособность связана с динамикой технологии. Чем чаще и принципиальнее организация может менять технологии, тем она конкурентоспособнее. Как будет относиться к изменению технологий человек, который провел более десяти лет в ситуации, когда невозможно изменения технологии? Как к ужасной трагедии. Поэтому многообразие и смена технологий в образовании нужны не для того, чтобы повысить традиционные показатели, а для того чтобы ребёнок существовал в среде с высокой технологической динамикой.
 
«Инновирование» технологий даёт эффект формирования компетентности построения отношений. Когда учительница работает с интерактивной доской, то результат будет не в том, что ученик будет лучше знать географию, а в том, что человек учится строить отношения с другим типом технологий. А для повышения традиционных знаний по географии достаточно традиционной карты. И она в этом смысле даст лучший результат, чем интерактивная доска. Надеяться на то, что мы потратим деньги на то, чтобы человек географию лучше знал — высшая степень наивности. Как мы зафиксируем результаты, которые получил ребёнок при взаимодействии с интерактивной доской? Как мы их формализуем и как мы наградим учителя за то, что он добился другого типа результата.
 
Новые технологии для новых результатов. Приспосабливать новые технологии для получения старых результатов — неэффективная трата бюджетных средств. Традиционные методики дают самый лучший традиционный результат. А если мы начинаем применять и тратить деньги на инновационные методики, то тут же автоматически нужно фиксировать, какой другой результат они дадут. Это очень важно, потому что это нужно довести до власти, до лиц, принимающих решение, принимающих бюджет.
 
Я беседовал со многими руководителями регионов, которые абсолютно искренне говорили: «Мы столько денег дали на оборудование, а результаты по ЕГЭ не меняются». Это драматическая ситуация на самом деле, потому что именно мы, образовательное сообщество должно нормализовать это восприятие. Я, возможно, покажусь вам немного странным, но я абсолютно убеждён, что 25% «двоек» по математике по ЕГЭ — это нормально. У меня в классе больше трех четвертей учащихся программу не усваивали. Это нормально: не может ученик во всём быть успешным. Если мы реально оцениваем результаты, то мы должны сказать, что у нас в классе четверть детей программу не усваивают. Зато у нас четверть детей в лидерах.
 
Когда система оценки качества не может формализовать современные результаты, тогда мы честно должны сказать, что мы не создали современную систему оценки качества. Проекты формализации новых результатов сейчас крайне неуместны.
 
К публикации подготовила Мария ГАЕВА, редакция ОблЦИТ.
Фотоиллюстрация Светланы КИТЕЛЁВОЙ

[12.02.2009]










©ОблЦИТ, при использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.