Комплексный проект модернизации образования
Новосибирской области






Образование / Новости /












Поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования




Форум




Новая система оплаты труда (НСОТ)




Нормативное подушевое финансирование (НПФ)




Система оценки качества образования (СОКО)




Развитие сети общеобразовательных учреждений региона




Расширение общественного участия в управлении образованием




Приоритетный национальный проект "Образование"




Новости




Повышение квалификации




Конференции




Документы по РКП




Опыт регионов




Документы муниципального уровня




Итоговый отчет по результатам реализации КПМО в 2007-2009 гг.









Rambler's Top100







Стратегии развития образования. Часть 3

Выступление на семинаре «Кадровое обеспечение модернизации образования» ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Изотовича Адамского.
— Уважаемые коллеги, надо понимать, что проектная культура — способности и умения создавать и реализовывать проекты — сегодня становится ресурсным фактором. Фактором ресурсного обеспечения. Ещё раз я хочу сказать, что проекты, который в конце 80-х, 90-х и в начале 2000-х годов были таким факультативным развлечением, сейчас становятся фактором ресурсного обеспечения, и в этом смысле тенденция, конечно, заключается в том, чтобы бюджетные расходы на образование совершать не только в нормативном режиме, но и в конкурсном. Ещё раз подчеркну — тенденция заключается в том, чтобы бюджетные ресурсы финансовые, и, кстати сказать, не только финансовые, распределять по сети, не только в нормативном, даже жёстче сказать, в сметном характере, но и на конкурсной основе. Ну, например, уход от норматива для гимназий и лицеев, переход на один норматив для всех образовательных учреждения, поддержка качества гимназия и лицеев на конкурсной основе. И национальный проект показал живучесть этого принципа. Но тогда предметом финансирования или объектом, как хотите, становится проект, и в этом смысле способности умения проектирования становятся для управленца возможностью увеличения ресурсного обеспечения. И, прежде всего, это касается сельских школ, маленьких школ, и, прежде всего, при изменении организационно-правого статуса. Если кто-то из присутствующих имеет план переходить в автономное учреждение, например, то способ финансирования автономного учреждения, который предполагает оформление муниципального и государственного заказа и в том числе выполнение иных функций кроме образования, — это, конечно, проектная деятельность.
 
Вчера на координационном совете решили, что я должен потратить немножко времени на то, чтобы углубиться в методологию проектирования. Я остановлюсь на теории проектирования.
Первое, что я хотел бы отметить, что мы рассматриваем проектирования в очень глубокой теоретической, научной российской традиции деятельностного подхода. Я не буду сейчас это подробно развивать, я думаю, что столь просвещённой аудитории известно в чем суть деятельностного подхода, только хотел бы обратить внимание на один из ведущих тезисов который принадлежит Л. С. Выготскому, о том, что любое теоретическое понятие укоренено в социальных отношениях. В этом смысле предметом проектирования являются не сами нормы, и даже не сами понятия, мы не проектируем нормы, мы проектируем некие правила отношений, которые подчиняются определённым нормам. И в этом смысле деятельность людей, образовательная деятельность, либо совершается по определённым нормам, или, с другой стороны, определённые нормы, определяют деятельность, и тогда мы говорим, что система институционализована, это институт. Если же деятельность совершается не то что в несогласии с нормами, а иногда даже вопреки этим нормам, тогда мы говорим, такая система деинституционализована. И вся наша образовательная жизнь в этих двух состояниях и находится: либо мы действуем по правилам, и всё у нас хорошо в этом смысле, либо мы вынуждены действовать против правил, потому, что если действовать по правилам, то ты не выживешь.
И в этом случае проектирование — это способ институционализации системы, это способ приведения деятельности в соответствие с правилами, с нормами.
И здесь нужно отметить, два, на мой взгляд, важных обстоятельства.
Первое. Любая человеческая деятельность, если она осмыслена и целесообразна, то она внутри себя имеет объективное, фундаментальное свойство развиваться. Поскольку это делает человек, он воспринимает мир, мир меняется, эти изменения в восприятии человека отражаются и если это человек мыслящий, то он вынужден свою деятельность менять в соответствии с тем, как меняется мир. Но ещё человек мыслящий, человек, который изменения в мире отражает в собственном сознании, он не может не замечать этих изменений, и меняет свою деятельность. В этом смысле деятельность, благодаря тому, что человек воспринимает мир и изменения, которые в нём происходят, меняется, а правила, относительно которых осуществлялась прежняя деятельность, могут не меняться. Более того, они могут меняться гораздо медленнее. И вот этот вот разрыв и представляет собой проектную основу. Управление развитием и заключается в том, чтобы во время заметить тенденцию изменения деятельности и совершить работу по созданию другой системы норм, в соответствии с которой мы будем действовать.
 
Вчера на пленуме было спонтанное выступление от группы, в котором коллега говорила, что учитель не может поспевать за изменениями, завуч не может поспевать за учителем, и в такой наивной форме — это практически описание этой ситуации.
Если мы игнорируем изменения в социокультурной ситуации, не замечаем их, и систему норм, в образовании особенно, сохраняем навечно, то мы вынуждаем рефлексивных деятелей образования либо уходить из этих отношений, либо действовать нелегально. Не в смысле преступлении, а в смысле — против правил, и, кстати говоря, большинство директоров в 90-е годы так и поступало. Поэтому у нас всегда выбор: либо возвращать деятельность в прежнюю систему норм, либо постараться изменить эту систему. Ситуация с заработной платой является точной иллюстрацией этой системы. Это первое обстоятельство.
Второе обстоятельство касается различения административной и проектной деятельности. Большинство сидящих в зале это практически администраторы. И если задать вопрос, что я является условием действия администратора, то каждый сидящий здесь скажет, что это приказ, закон или распоряжение, какая-то норма. В административном плане — сначала норма, потом действие. Административное. А вот когда вы работаете с проектом, там ситуация иная. В результате проектного действия должна появиться норма. Все проекты, которые мы обсуждали, направлены на появление каких- то новых правил. В этом смысле, сначала деятельность, действие проектное, а в результате его появляется норма. А теперь представьте себе, что и то и другое должен делать один человек. Он администратор и он же либо автор, либо руководитель проекта. Вот в ситуации национального проекта мы все оказались в такой ситуации. Да ещё и связанные с расходованием финансовых средств. А проектная деятельность потому и проектная, что она не основана, не зиждется на жёстких нормах. И в этом смысле такого рода деятельность, когда с одной стороны существуют определённые нормы, и мы им подчиняемся, а с другой стороны, наша деятельность выходит за их границы и строит новые — это вот и есть проектный характер системы образования. Вот либо мы в него входим, но тогда очень важно, чтобы были носители такого рода деятельности, для этого мы и затеваем индивидуальные проекты. Потому что проектная деятельность не может осуществляться по команде. В неё нельзя войти, если ты не носитель проекта. Либо это останется такая же жёсткая административная иерархия.
 
Вот два предварительных замечания, перед тем как я перейду к возникновению проектов.
И я ещё раз хочу зафиксировать, что предметностью проектной деятельности является отношение человека и института, людей между собой, института между собой и их качественные изменения, а результатом практически всегда является новая норма. Это может быть положение о стимулирующей части, это может быть аттестация, это может быть всё что угодно. Но то, что регулирует отношения. Вот если мы выходим на новую норму, регулирующую новые отношения, тогда мы легализуем деятельность, и институт может управляться. Если же существующая система норм уже никакую деятельность не регулирует, то система теряет управляемость, она деинституционализируется, и именно это является основной причиной потери ресурса. Ресурс теряется тогда, когда реальная деятельность и укоренённые формальные, официальные правила не соответствуют друг другу. Пустышка не финансируется, денег становится мало. И в этом смысле кризис зарплаты и низкий уровень оплаты труда — это следствие не столько того, что денег мало, а следствие того, что ЕТС не позволяла поднимать зарплату. То есть новые правила не позволяли осуществлять это. Сегодня «уравниловка» и стремление сделать так, чтобы система была направлена на уравниловку, мешает приведению системы оплаты труда в соответствие с современными нормами.
 
Теперь то, что касается проектной деятельности.
Очень важно принять положение о том, что невозможен проект, если у нас нет внутреннего и объективного ощущения, что деятельность, которую мы осуществляем, эффективна. Эффективность деятельности является либо причиной сохранения её, либо причиной возникновения проекта. Если у человека нет ощущения невозможности продолжения той деятельности, которую он осуществляет, то проект не возникнет. И в этом трудность изменений в образовании, потому что изнутри неэффективность видна трудно, а извне сплошная неудовлетворенность. В этом смысле учительский проект или проект управленца — это проект носителя неудовлетворенности. Если человек ощущает неудовлетворенность от собственной деятельности, тогда его проект возможен. Если его неудовлетворенность тотально на 100 % отнесена к внешним факторам — Министерство плохо работает, региональный департамент плохо работает, районное начальство ничего не делает, а я хороший — на этой основе проект невозможен. Проект — это следствие собственной неудовлетворенности собственной деятельностью. И ощущение разрывов. Это и есть необходимое искомое состояние проектной деятельности, её источник. Я подробно это обсуждаю, потому что хочу подчеркнуть одну довольно необычную вещь: основанием для проекта является некое эмоциональное состояние. Это не рациональный расчёт холодным разумом — надо сделать это и т.д. Это некое состояние неудовлетворённости и невозможности продолжения собственной деятельности. Ощущение разрыва и поиска другого вида деятельности. Неизвестного пока. И проблема заключается в том, что вот этот новый вид деятельности нельзя найти в книгах, учебниках и так далее. А преодоление этого разрыва и есть проект.
Многие полагают, что проект — это описание новой деятельности, но это не совсем так. Проект — это способ преодоления этого разрыва, и тут уже программа, план — всё, что мы знаем как условия реализации деятельности.
Но вот способ преодоления этого разрыва… вчера у нас был на пленуме, к сожалению, короткий спор о демократии. На самом же деле речь идет не о каких-то там классических определениях, а о способе перехода из одного состояния в другое, и вот это, собственно, и есть проект. Или дискуссия с Татарским районом вчера. Вопрос же не в том, как идеально выглядит муниципальная сеть, вопрос в том, как к этому перейти. Что сделать, чтобы она была таковой? Как она выглядит — мы примерно все представляем, но как к этому перейти? Например, через муниципальные нормативы, а построить муниципальный норматив очень сложно, ну так в этом и есть проект. Не описать идеальную картину, а описать способ перехода хотя бы приблизительно к такому состоянию.
И в этом смысле последнее, о чём я хотел бы сказать, что этот способ перехода лежит внутри той самой деятельности, которая нас не удовлетворяет. Внутри неё, как в русских деревнях говорят, имманентно там присутствует. В этом смысле проект — это не выдумка и не абстрактная фантазия, это рефлексия оснований, по которым нас не удовлетворяет деятельность, которую мы осуществляем. В рефлексии этих оснований и виден праобраз этой новой деятельности. И первый шаг к проектной деятельности, вот тут нужно управление, тут нужно искусственное действие — это организация рефлексии. Поэтому вот в чём задача институтов, которые сейчас называются институтами повышения квалификации, — особый режим учительской рефлексии. Не бесконечная демонстрация образцового, а возможность представить себе основание деятельности, которая осуществляется: почему так, а не иначе?
Почему фронтальный тип обучения доминирует во всех школах? Почему? Не злой же умысел чей-то? Почему стилистика отношений вот именно такая, а не другая? Кстати, есть исследования, вот я недавно разговаривал с руководителем центра социологии Российской Академии образования Владимиром Сергеевичем Собкиным, традиционная учительская стилистика (как учителя общаются с детьми), препятствует компьютерной грамотности. Потому что человек от учителя воспринимает такую стилистику, которую компьютер отторгает, компьютер же не подчиняется авторитарным отношениям, у него же своя жизнь. И в этом смысле можно сказать, что сама стилистика даже отношений — «Реши! Найди! Сделай! Повтори!» — уводит способ отношения в такой вектор, который, грубо говоря, препятствует успеху ребёнка. Может быть поэтому многим компьютерщикам трудно общаться с людьми… Есть такой момент, многие замечают, что человек, погружённый в компьютерные отношения, он с «этим малоразвитым существом» трудно общается.
Значит, еще раз. Ситуация рефлексии оснований той деятельности, которая меня не удовлетворяет, — это и есть предпроектная работа. Прототип другой деятельности всегда присутствует в основании этой деятельности. И в этом смысле этот разрыв — это и есть кризис, когда средства, которыми я пользуюсь для отношения с внешним миром, отработали своё и уже неэффективны. Как, например, возрастное развитие. У дошкольника одни способы отношений, когда они перестают работать, возникает кризис, и мотивация на, например, учебу. Также и здесь. У учителя, у директора, у любого деятеля тоже есть момент, когда неудовлетворенность прежней деятельностью создает мотивацию на изменение. Важно только не пропустить этот момент и создать возможность и рефлексии, и собственно перехода на другой вид деятельности.
Вот эту ситуацию (вот в этом и есть управление развитием) необходимо организовывать искусственно, вот тьютор сюда нужен.
 
Редакция ОблЦИТ.
Фотоиллюстрация Светланы КИТЕЛЁВОЙ
 

[12.02.2009]










©ОблЦИТ, при использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.